Статьи

В чем разница между стратегическим и операционным управленческим учетом: что Вам нужно знать

Например, в производственной компании, кроме стратегического и оперативного управленческого учета, выделяют производственный учет, инвестиционный учет, маржинальный учет, бюджетный учет. Управленческий учет могут также называть финансовым управленческим учетом.

В этой статье расскажем, что мы понимаем под управленческим учетом.

Мы выделяем в управленческом учете основные направления – стратегический и оперативный управленческий учет, и рассматриваем их как составные части управленческого учета.
Оперативный управленческий учет:

  • позволяет получать структурированную оперативную информацию о текущем положении дел в целом по компании
  • предназначен для обеспечения информацией непосредственных исполнителей (персонал компании) для принятия оперативных управленческих решений (для управления линейкой продукции, товаров или услуг, управления затратами и результатами хозяйственной деятельности, помогает в определении цен предложения и участия на рынке)
  • направлен на контроль текущих бизнес-процессов для текущего управления компанией непосредственно в ходе их осуществления
  • позволяет вовремя и адекватно реагировать на изменения внешней среды
  • обеспечивает выявление узких мест в деятельности компании
  • имеет глубокий уровень детализации

К оперативному учету мы относим также производственный, операционный, маржинальный и прочие виды учета, так как все они направлены на решение текущих задач.

Важным отличием оперативного учета является его фокусировка на настоящее, его осуществление в режиме реального времени. И основными поставщиками первичной информации в этой системе являются непосредственно исполнители любого бизнес-процесса.

Важно! Оперативные данные обычно не доводятся до собственников бизнеса, так как они носят текущий характер и не влияют на стратегическое показатели компании.

Стратегический управленческий учет направлен на разработку стратегии развития компании по всем направлениям деятельности в долгосрочной перспективе.

Для принятия эффективных управленческих решений и полноценного управления компанией топ-менеджерам требуется информация о будущем состоянии компании, фокус которой направлен в будущее. Данный учет обеспечивает топ-менеджеров агрегированной информацией, сведенной в отчеты по определенным критериям (без детализации, как на уровне оперативного учета).

Агрегированная управленческая информация используется в большей степени для:

  • решений стратегического характера (инвестиции, новые направления бизнеса)
  • маркетинговых решений (новые продукты, ценообразование)
  • оптимизационных решения (аутсорсинг, политика закупок, управление прибыльностью продуктов/подразделений)
  • управления рисками
  • организационных решений (вознаграждение сотрудников, руководителей)

Таким образом, одной из отличительных характеристик стратегического управленческого учета является предоставление информации о будущем компании.

Резюмируем, что на уровне управления компанией ставятся цели, принимаются управленческие решения, но конкретные задачи решаются на уровне текущей деятельности.
Рассмотрим пример:

Руководителя компании не устраивает, что в производстве происходит постоянно выпуск небольших партий продукции, под которые нужно закупать сырье также небольшими партиями. Причина – нет производственного плана, который строится на плане отдела продаж. Менеджеры считают, что план даже на месяц, не говоря уже о квартальном плане – это нереально и всячески убеждают в своей правоте руководителя, приводя разные доводы.

К чему это приводит?

Закуп сырья под небольшие партии получается дороже, могут быть задержки с его поставкой, а на производстве есть материальные и временные потери в связи с переналадкой оборудования. Помимо этого, сотрудника затрачивают дополнительное время, которое могли бы использовать более эффективно. Ну и, конечно, из-за этого бывают задержки с поставкой продукции клиенту.

С чего начали? На уровне руководства компании было принято решение о дополнительной мотивации сотрудников отдела продаж. Был разработан показатель, измеряющий степень достижения цели: соответствие фактического плана производства (! именно производства) плановому с месячной периодичностью. Перед отделом продаж была поставлена цель – составлять скользящий план продаж на 3 месяца. На основании него стали формировать двухмесячный план производства и план закупок, что в итоге позволило снизить затраты на выпуск продукции в среднем на 10%.

Отсюда видим, как на уровне управления компанией ставятся цели (получить прогнозируемый план производства), принимаются управленческие решения (мотивировать менеджеров отдела продаж), а уже на уровне текущей деятельности решаются конкретные задачи.

Разграничение управленческого учета, его грани – зависят от многих факторов, и в первую очередь, от масштаба бизнеса. Немаленькую роль играет и автоматизация бизнес-процессов, следовательно, и самого управленческого учета.

Чем крупнее компания, тем больше в ней топ-менеджеров и управленцев среднего звена, соответственно, тем большие требования выдвигаются к системе управленческого учета. С другой стороны, в крупных компаниях топ-менеджерам для принятия решений необходима более агрегированная информация, нежели топ-менеджерам средних компаний.

Таким образом, задачи управленческого учета определяются заказчиком, исходя из целей и объектов управления.